ТВОЕ СОЗНАНИЕ
НЕ ЗНАЕТ ГРАНИЦ

Pop-up выставка Юлии Вирко и Антона Гельфанда
Куратор — Кристина Романова

Центр современного искусства Винзавод (Москва), Севкабель Порт (Санкт-Петербург), Центр современной культуры «Смена» (Казань), галерея современного искусства FUTURO (Нижний Новгород), Россия Сентябрь 2020 — апрель 2021

Аудиогиды по экспозиции в разных городах озвучили:

художник Олег Кулик, ведущий Александр Малич, журналист Александр Левин, искусствовед Алиса Савицкая.
О ВЫСТАВКЕ
Выставка «Твое сознание не знает границ» объединила работы двух молодых художников — Юлии Вирко и Антона Гельфанда. На их первой персональной выставке в Москве в Центре современного искусства Винзавод, где масштабная живопись и рисунки Вирко, фотографии, комбинированное видео и коллажи Гельфанда были собраны воедино в сложную тотальную инсталляцию, превратилась в pop-up проект совершивший самое настоящее турне постоянно трансформируясь в новые экспозиции в Севкабель Порту (Санкт-Петербург), Центре современной культуры «Смена» (Казань) и галерее современного искусства FUTURO (Нижний Новгород).
Художественная практика и биографии художников тесно переплетаются. Юлия Вирко в настоящее время работает в Москве после нескольких лет обучения иллюстрации и живописи в США. Основным медиа для своих работ Вирко выбрала живопись и рисунок, в рамках которых экспериментирует с техникой. Антон Гельфанд вырос в США семье художников - эмигрантов российского происхождения. Художник в основном живет и работает в Нью Йорке, но большинство работ для выставки были сделаны в мастерской его дедушки — театрального художника Валерия Левенталя — в Мэриленде. Гельфанд работает с множеством различных материалов, в том числе применяя семейный и найденный архив.
Название выставки «Твое сознание не знает границ» предопределяет фрагментарный характер экспозиции и отсылает непростому устройству человеческого сознания. Инсталляция выстроена на основе чередования работ художников, где Юлия Вирко погружает зрителя в яркий мир цветных сновидений, а Антон Гельфанд — в пространство памяти и сознания, в котором они рождаются. Индустриальное пространство превращается в неузнаваемый круговой лабиринт, который заманивает «круг за кругом» и последовательно погружает в непростой художественный замысел Вирко и Гельфанда.
«Сны во сне» — именно так можно назвать выполненные в подчеркнуто свободной, рисковой манере живописные работы Юлии Вирко. Каждая работа наделена своим собственным сюжетом и выполнена по законам снов и бессознательного, где встречаются правда и вымысел: гуляющие под присмотром полиции в свете фонаря фламинго или огромный айсберг в малиновой воде.
Не нужно стараться связать работы воедино или проследить развитие сюжета от холста к холсту. Для художницы сны — всего лишь визуальный факт, а работы — иллюстрации к ним. Они самодостаточны и цельны, несмотря на комментарии Вирко о том, что это смесь элементов, смесь детских воспоминаний и вещей, которые она видит, выходя из мастерской.
Разнообразие работ Антона Гельфанда столь велико, что они могут казаться разрозненными и противоречащими друг другу: серии постановочных фотографий-натюрмортов, коллажи из открыток и журналов, пестрящая фактурой и красками живопись. Сам художник называет свои эксперименты головоломками, которые необходимо разгадать, а не искать в них красоту. Собранные при помощи монтажной пены детские игрушки, украшения, предметы быта, — все это становится материалом для создания фотографий и объектов.
Балансируя на грани прошлого и настоящего, художник стремится вдохнуть новую жизнь в старые ненужные вещи. Практика переосмысления чужого архива началась, когда Гельфанд стал работать в нью-йоркской мастерской художника Дэвида Муна: «Прежний владелец студии оставил множество коробок с согнутыми жестяными банками. И я начал перебирать эти банки, понял, что они разложены по цветам и годам производства, и тоже решил их использовать. Возможно, это стремление было замешано на моем личном интересе за что-то зацепиться, ухватиться, попытаться придать ценность некоторым вещам вокруг себя», — комментирует Гельфанд.
На выставке также были представлены новые видеоработы Гельфанда. Несмотря на то что в основе них лежит семейный видеоархив, они выходят за рамки автобиографичных.
Найденные архивы смешиваются с аудио, закадровыми беседами, подсмотренными в социальных сетях видео, обобщая все воедино в «видеоколлажи» и новые головоломки.
Именно в комбинировании, наслоении, коллаже и поиске возможного сочетания состоит общий для художников метод. Он же и служит объяснением разнообразия сюжетов и техник. По словам Юлии Вирко, «в том, как работает наш мозг, на самом деле нет никакого порядка. Мы не видим начала. Мы не видим конца. И нам трудно вспомнить, когда мы просыпаемся, что же происходило во сне, как бы мы ни старались.
Но что-то определенно происходило. Поэтому было бы бессмысленно пытаться привести что-то в порядок, потому что этого чего-то на самом деле не существует». Как не существует предела для переосмысления накопившихся воспоминаний и конструирования фантастической реальности.
Для молодых художников границы сознания только раскрываются, для них все еще впереди. «Мы возлагаем определенные надежды на свои будущие произведения, но они эти надежды не оправдывают. Такое бывает», — рассказывает Антон Гельфанд.
Отсюда вполне закономерный процесс поиска ориентиров, своей идентичности и, конечно, художественного почерка. И как в хорошем фильме, художники предлагают зрителю открытый финал и бесконечное поле для интерпретаций.
Художники — Юлия Вирко, Антон Гельфанд
Продюсер — Наталия Грабарь
Куратор — Кристина Романова
Координатор —Елизавета Петрова
Архитектор — Ксения Лукьянова
Дизайнер — Николай Онищенко
PR — Дарина Грибова
Фотографии экспозиции в разных городах
Егор Цветков, Севкабель Порт (Санкт-Петербург)
Дмитрий Чебоненко, Центр современного искусства Винзавод (Москва)
Анатолий Козьма, галерея современного искусства FUTURO (НижнийНовгород)
Центр современной культуры «Смена» (Казань)
ПРЕССА О ПРОЕКТЕ
  • Коммерсантъ FM
    «Надо сказать, что у молодых художников [Юлии Вирко и Антона Гельфанда] — а это их первая общая выставка в России, — получилось весьма эффектное и продуктивное вторжение в отечественный арт-мир. В этом, думаю, не в последнюю очередь, заслуга продюсера проекта Наталии Грабарь, которая придумала, как объединить этих авторов, говорящих о схожих вещах на разных художественных языках».
  • «Совместный проект Юли и Антона упакован в яркую и стройную дизайнерскую обертку с неоновыми надписями и сложносочиненными желтыми конструкциями — редкая в наших краях цельность формы и содержания без критики местной арт-сцены и социальной назидательности».
  • «Эти ярко-желтые стены и необычные работы вы уже не раз могли видеть в инстаграме: с начала сентября прошлого года выставочный проект совершил тур по России, захватив Москву, Санкт-Петербург и Казань. В своей финальной точке, в Нижнем Новгороде, проект размещается не в индустриальном пространстве, как это было прежде — а внутри памятника архитектуры XIX века».