Выставка
Work in Progress

Персональная выставка Юлии Вирко
Государственный музей искусств им. А. Кастеева (Алмааты, Казахстан)
Алматы (Казахстан)


2 сентября — 2 октября 2021
О ВЫСТАВКЕ
Словосочетание work in progress стало настолько привычным, что не нуждается ни в переводе, ни в дополнительном пояснении. Первая персональная выставка молодой российской художницы Юлии Вирко предлагает зрителю погрузиться в процесс и увидеть work in progress.
Процесс — это то, что всегда стоит за работой художника: та самая подготовка — будь то исследование или бесчисленные эскизы, наброски или записи — и, конечно, сама идея. Но не всегда работа ведется ради результата. В современном искусстве зачастую сам процесс становится произведением. Это направление, которое называется «процесс арт», зародилось в 1960-х годах в США и Европе. Художники, работающие в этом стиле, в первую очередь ориентируется на действия.
В отличие от них Юлия Вирко ориентируется на опыт и ощущения. «Если зрители могут уйти с ощущением, что они нашли что-то свое в этих работах, значит, что-то получилось. Я не очень люблю, когда работу нужно объяснять. Все зависит от ощущения. Ты не можешь объяснить, почему одна работа хорошая, а другая — плохая. Когда заходишь в музей, почему одна работа тебя притягивает, другая — нет? Эти чувства индивидуальны», — рассказывает художница.
Юлия Вирко. Скетчбук, 2020
Выставку Юлии Вирко WORK IN PROGRESS можно смело назвать многослойной, а для живописца она является даже экспериментальной. Экспозиция представляет собой «визуальный» лабиринт. Внешний его периметр, по которому размещены масштабные холсты, и есть тот самый «результат» работы художницы, внутри этого периметра сосредоточен «процесс», в дополнение к которому организовано место для осознания и фиксации своих ощущений.
За «результат» отвечает фрагмент живописной серии Юлии Вирко из совместного проекта «Твое сознание не знает границ» (2020) с молодым американским художником Антоном Гельфандом. Серия была посвящена снам и бессознательному. Эти работы легко узнать по насыщенным цветам, фантастическим персонажам и загадочным кодам-номерам в названиях работ, означающим преобладающие цвета в работе.
Новые работы Вирко,созданные специально к выставке в Алма-Ате, отличаются целостностью цвета и сюжетной линии, складываясь в небольшой цикл под названием«Обещанный мираж». Всевозможные оттенки сдержанно-розового сменяются через градиент болотным и зеленым цветом.
Вода, льдины, отражения и снова вода, отражения, лодки, ткани, фигуры людей и предметов — их изображения словно миражи напоминают нам о том, что зритель уже как будто где-то все это видел: то ли в повседневности и воображении, то ли в прошлых работах и многочисленных эскизах художницы.
Именно здесь и случается переход ко второй составляющей проекта под говорящим названием «Процесс». На эскизах и разворотах скетчбуков, в экспериментальных и незаконченных работах можно уловить ход работы над тем или иным холстом или вообразить себе ее будущие проекты. Юлия Вирко когда-то хотела быть портретистом и до сих пор продолжает писать людей. В ее скетчбуках довольно много портретов, которые сопровождают странные записи и пометки.
Это тот самый зеркальный почерк Леонардо Да Винчи. Стать частью процесса, поймать ощущение другого мира — мира художницы, которая даже в повседневной жизни пишет «наоборот» — и, конечно, сделать селфи в окружении нескольких авторских портретов позволяет зеркальная инсталляция.
На этом процесс не заканчивается. Импровизированная «мастерская художницы» спрятана в самом центре экспозиции. Опыт пребывания в Алма-Ате и анализ работ живописных мастеров Валентина Ткаченко, Степана Федянина, Жанатая Шарденова и Сабура Мамбеева из коллекции Государственного музее искусств им. А. Кастеева легли в основу новых полотен, которые Юлия Вирко создала прямо в музее накануне открытия выставки. Это своего рода исследование в рамках концепции genius loci (гений места). Работы сделаны в технике монотипии, которой Вирко увлекается в последнее время. Отпечаток изображения с металлической пластины на бумагу — вот и вся хитрость.
Выбор техники неслучаен, поскольку монотипия позволяет достичь фактурные тональные переходы, мягкие контуры и ощущение свободного мазка. Эффект, достигаемой этой техникой, похож на то, что можно достичь живописью — основной техникой, в которой работает Вирко. За пару часов до вернисажа художница покинула пространство мастерской, приостановив процесс. Будут ли работы закончены, лягут ли они в основу новой серии или единичных масштабных живописных работ — эти вопросы остаются открытыми. Это загадка бесконечного пазла Юлии Вирко с самым настоящим ощущением work in progress.
Степан Иванович Федянин (1927). Вечер, 1982
Жанатай Шарденов (1927-1992 ). Пейзаж, 1974
ВИДЕО О ВЫСТАВКЕ
Команда проекта Grabar gallery:

Продюсер — Наталия Грабарь
Куратор — Кристина Романова
Архитектор — Ксения Лукьянова
Графический дизайнер — Николай Онищенко
PR — Дарина Грибова
Ассистент — Анастасия Федосеева
Фотографии эспозиции —  Анвар Ракишев
Государственный музей им. Кастеева

Руководитель отдела выставок и экспозиций — Анжелика Акилбекова
Хранитель фонда ИЗО Казахстана— Аида Елеуова
ПРЕССА О ПРОЕКТЕ
  • Esquire Казахстан
    «Выставка Вирко Work in Progress - потрясающе уместная. Для музея после пондемии - сна одно из первых после всех этих мучительных ограничений, и трудно представить что-то более подходящее и человечное, чем выстроенный в зале музея лабиринт для экспозиции».
  • «Выставочный проект создан командой московской галереи Наталии Грабарь, до этого уже представлявшей в нашем музее трех российских овторов. Он интересен тем, что работы Юлии экспонируются в диалоге с кортиноми советских художников из коллекции музея, отобранных куратором выставки так, что не всегда можно отличить живопись семидесятых годов прошлого века от современных экспериментов».
  • MK.ru Казахстан
    «Здесь приятно находиться, забывать о времени и никуда не спешить.
    Останавливаешься, заземляешься в процессе созерцания и понимаешь, что работы в действии - это и твои собственные размышления и фантазии. Как и в отражениях — в них видишь себя».